Зеленые школы

Проект "Зелёные школы" - комплексный образовательный проект, направленный на формирование у воспитанников ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности  по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта "Зелёные школы" - формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении. 

Основные задачи проекта "Зелёные школы":

  • актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
  • формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
  • формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
  • вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
  • создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

Выписка из приказа Об участии в реализации образовательного проекта «Зелёные школы»

План работы по реализации образовательного проекта «Зелёные школы» в ГУО «Детский сад №3 г. Марьина Горка» на 2023/2024 учебный год

План работы Зеленые школы в ГУО "Детский сад №3 г. Марьина Горка" на 2023-2024 уч.год.docx (размер 47,0 КБ)

                  УТВЕРЖДЕНО

                                                Приказ заведующего ГУО «Детский

                                                   сад №3 г. Марьина Горка»  Т.А.Дрень

                                               от «1» сентября 2023 г. №123

 

План работы 

по реализации образовательного проекта «Зелёные школы»

в ГУО «Детский сад №3 г. Марьина Горка» 

на 2023/2024 учебный год

 

Цель: формирование экологически грамотной личности, ответственно относящейся к окружающей среде, демонстрирующей практические навыки в экологическом и природоохранном направлении.

№ задания

Направление, тема

Форма работы

Время проведения

Ответственный педагогический работник

1. «БИОРАЗНООБРАЗИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Цель: организация деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.

1.1.

Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории

 

«Осенний субботник»

Трудовой десант. Беседа «Уход за деревьями и кустарниками осенью» 

октябрь

Никитенок Т.Д.

 

«Сохраним жизнь дереву»

Акция по сбору макулатуры 

январь

Воспитатели

 

«От семечка к семечку»

Выставка работ из семян на тему красоты деревьев

ноябрь

Воспитатели

 

«Наши друзья – деревья и кустарники»

Целевая прогулка по экологической тропе

апрель

Никитенок Т.Д.

 

«Чудеса осеннего листочка»

Челлендж «Осень - раскрасавица» #осенний букет

октябрь

Воспитатели

 

«Наши деревья и кустарники на картосхеме»

Составление картосхемы совместно с детьми (рядом с картосхемой изображение видов деревьев и кустарников). Паспорт-описание видового разнообразия деревьев и кустарников

Март-апрель

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Деревья и кустарники зимой»

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

3-я неделя января

 

Никитенок Т.Д.

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Всемирный день леса»

Изготовление плаката «Почему нужно беречь лес»

к 22 марта

 

«Деревья и кустарники весной»

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

2-я неделя апреля

 

«Деревья и кустарники на наших участках»

Целевая прогулка по экологической тропе

2-я неделя мая

Воспитатели

 

«Сохраним жизнь дереву»

Акция по сбору макулатуры 

Апрель-май

Гусева Н.А.

Воспитатели

 

«Природа родного города»: видовое разнообразие растений природного окружения

Видео работы воспитанников совместно с родителями

июнь

Никитенок Т.Д.

 

ЭКОкорреспондент

Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения

в течение учебного года

Подвинская М.А.

1.2.

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.

 

«Дикорастущие растения на картосхеме» 

Составление картосхемы, обозначение на картосхеме созданного «дикого луга» и произрастающих дикорастущих травянистых растений.

Апрель-май

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

Природное сообщество «Луг. Поле» (дикорастущие растения)

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

4-я неделя апреля

Никитенок Т.Д.

 

«Красная книга РБ» (дикорастущие растения)

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

3-я неделя мая

 

«Дикорастущие травянистые растения на наших участках»

Практическая работа по изучению дикорастущих травянистых растений весной.

апрель

Никитенок Т.Д.

 

«Дикорастущие травянистые растения. Какие они?»

Игра-викторина на лучшее знание травянистых растений

май

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

1.3.

Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования

 

Акция «Покорми птиц зимой»

Составление меню и подкормка птиц на территории учреждения образования

Декабрь-февраль

Никитенок Т.Д.

 

Картосхема обитания видов птиц на территории учреждения 

Составление картосхемы. Паспорта птиц.

Январь-февраль

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Наши гости»

Изучение поведения птиц в холодные снежные дни. Отчет

Декабрь-январь

Никитенок Т.Д.

 

«Птицы как живые существа»

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

3-я неделя ноября

Никитенок Т.Д.

 

«Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!»

Музыкальное развлечение «Саракi» или «Жаваронки» - птичий праздник

22 марта

Подвинская М.А.

 

Природное сообщество «Лес» (птицы Леса, птицы на территории учреждения)

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

4-я неделя марта

Никитенок Т.Д.

 

«День птиц»

Музыкально-спортивное развлечение к международному дню птиц.

Выставка рисунков «Птицы моего края»

к 1 апреля

Подвинская М.А.

Гулякевич И.А.

 

«По страницам Красной книги РБ»

Экологический квест

май

Подвинская М.А.

 

«Природа родного города»: видовое разнообразие птиц природного окружения

Видео работы воспитанников совместно с родителями

июнь

Никитенок Т.Д.

 

ЭКОкорреспондент

Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения

в течение учебного года

Подвинская М.А.

1.4

Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования

 

«Бабочка-красавица»

Наблюдение за бабочками на территории детсада, изучение названий.

Март-апрель

Никитенок Т.Д.

 

«Отель для насекомых на «диком лугу». Для чего?»

Практическая работа.

Апрель-май

Никитенок Т.Д.

 

«Насекомые как живые существа»

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

Март-апрель

Никитенок Т.Д.

 

Картосхема обитания видов насекомых на территории учреждения 

Составление картосхемы. Паспорт насекомых

май

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Муравейник на экологической тропе. Для чего?»

Практическая работа на экотропе. Нанесение обозначения места нахождения искусств. муравейника на карт-схему.

апрель

Никитенок Т.Д.

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Самая красивая бабочка»

Выставка рисунков

апрель

Никитенок Т.Д.

Гусева Н.А.

 

«Красная книга РБ» (насекомые)

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

3-я неделя мая

1.5.

Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездовий для птиц

 

«Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!»

Наблюдения за заселением искусственных гнездовий для птиц (скворечники, синичники, дуплянки и др.).

март

Никитенок Т.Д.

 

«Зачем нужны скворечники (синичники, дуплянки)?»

Коллективное изготовление модели, представление её родителям

март

Никитенок Т.Д.

 

Искусственные гнездования для птиц 

Размещение на картосхеме территории учреждения (или прилегающей к нему территории) количества искусственных гнездований

март

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

1.6.

Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»

 

«Цветы для бабочек»

Трудовая деятельность. Высадка и уход за рассадой цветов на «огороде на подоконнике».

февраль -май

Воспитатели и дети всех 6-ти групп, сотрудники

 

«Клумба для бабочек на картосхеме»

Обозначение на картосхеме созданных в учреждении «клумб для бабочек»

март

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась, села на цветок выпить сладкий сок»

Совместная с детьми посадка растений на центральной «Клумбе для бабочек», на «клумбах для бабочек» на участке, в пнях-цветочницах. Участие родителей.

март - май

Воспитатели и дети всех 6-ти групп, сотрудники

 

«Бабочка присела на цветок. -Ах, какой тут райский уголок! Тут лужок - на три гектара: На год хватит нам нектара!»

Совместная с детьми посадка лекарственных растений на «Аромотропе» для привлечения бабочек: чабрец (тимьян), иван-чай (кипрей), шалфей луговой, майоран, петрушка кучерявая

апрель -май

Воспитатели и дети всех 6-ти групп, сотрудники

1.7.

Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира

 

«Дикий луг на картосхеме»

Обозначение на картосхеме.

март

Гусева Н.А.

Подвинская М.А.

 

«Какая прелесть – дикий луг!»

Совместный с детьми весенний уход за «диким лугом».

апрель

Воспитатели и дети всех 6-ти групп, сотрудники

1.8.

Формирование представления о разнообразии растений огорода, их особенностях, пользе для человека, способах ухода за растениями огорода.

 

«Урожай на подоконнике»

Посадка культур, уход, наблюдение за ростом в группе

ноябрь

Никитенок Т.Д.

 

«Мы собрали урожай!»

Сбор выросшего урожая на грядке группы в огороде дошкольного учреждения образования

сентябрь

Никитенок Т.Д.

 

«Расти, семечко, расти»

Посадка культур, уход, наблюдение за ростом на грядке группы в огороде дошкольного учреждения образования

Апрель-июнь

Никитенок Т.Д.

 

 

 

2.  «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Цель: формирование сознательного отношения у детей и взрослых к сбережению и экономии энергоресурсов в учреждении дошкольного образования и дома; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.

2.1

«Электричество в детском саду: где и кто использует?»

Экскурсия-исследование с целью изучения основных приборов, потребляющих электроэнергию в детсаду, их мощность, режим работы.

январь

Муха В.А.,

2.2

«Места, где живёт электричество в детском саду»

Обозначение на схематическом плане здания учреждения основных приборов, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы

январь

Гусева Н.А.

Муха В.А.,

Подвинская М.А.

2.3

Сбережение электроэнергии в детском саду

Составление совместно с детьми плана действий по сбережению электроэнергии в учреждении (в картинках). Представление его родителям.

Январь-февраль

Гусева Н.А.

Муха В.А.,

Подвинская М.А.

2.4

«Внимание! Экономим и бережём!»

Обновление (замена) размещенных ранее символов в местах потребления энергии в учреждении.

январь

Муха В.А.,

2.5

«Как сэкономить электроэнергию?»

Выступление перед родителями

март

Муха В.А.,

2.6

Международный день энергосбрежения

Комплексное мероприятие «Маленькие берегоши». Музыкальный спектакль с элементами конструирования «Мы построим теремок».

 Информационный материал для родителей в вайбер-группах и на сайте.

11 ноября

Гусева Н.А.

Муха В.А.,

Подвинская М.А.

2.7

Взрослым от детей: советы по энергосбережению

Разработка и раздача памяток для сотрудников детсада

февраль

Муха В.А.,

2.8

«Берегите Энергию!»

Физкультурный досуг

февраль

Гулякевич И.А.

2.9

«Уходит ли тепло из детского сада?»

Экскурсия-исследование «Уходит ли тепло из детского сада?»

январь

Муха В.А.,

2.10

Тепло в детском саду

Обозначение на схематическом плане здания учреждения мест потерь тепла (если таковые имеются)

январь

Муха В.А.,

2.11

«Школа Бережливости»

Тематическая неделя, разные виды детской деятельности

1-я неделя февраля

Муха В.А.,

2.12

«Советы от Электроши и Теплоши»

Творческий проект. Изготовление совместно с семьями воспитанников детской энциклопедии

февраль

Муха В.А.,.

2.13

«Час Земли»

Акция. Изготовление рекламных буклетов для родителей 

26 марта

Муха В.А.,

2.14

«Как электрический ток попадает в наши дома?»

Совместное с детьми изготовление макета (дидактического пособия)

апрель

Муха В.А.,

2.15

ЭКОкорреспондент

Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения

в течение учебного года

Подвинская М.А.

3. «ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Цель: приобщить детей и взрослых к рациональному использованию воды через различные виды и формы совместной образовательной и поисково-исследовательской деятельности; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.

3.1

«Как вода приходит в наш дом?»

Составление плаката

январь

Стежко Т.Л.

3.2

«Путешествие Капельки по детскому саду»

Экскурсия-исследование по изучению потребления воды в детсаду: приборов учёта воды, мест потребления воды, режим их работы. Обновление  «капелек-наклеек» в местах расхода воды.

январь

Стежко Т.Л.

3.3

«Капельки на картосхеме детского сада»

На схематическом плане здания учреждения нанесение расположения приборов учёта воды, указание мест потребления воды в учреждении, режим их работы.

январь

Стежко Т.Л.

Гусева Н.А.

3.4

«Воду будем мы беречь!»

Составление плана действий по сбережению воды в учреждении в картинках. Представление его родителям.

январь

Стежко Т.Л.

Гусева Н.А.

3.5

«Где живут капли в детском саду»

Конкурс рисунков детей

январь

Стежко Т.Л.

3.6

«Куда расходуем и сколько потребляем воды дома»

Краткосрочный проект совместно с родителями (вайбер-челлендж)

февраль

Стежко Т.Л.

3.7

«Дома воду бережём!» 

Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями)

февраль

Стежко Т.Л.

3.8

«В гости к волшебнице Воде»

Физкультурный досуг ко Всемирному дню воды, 22 марта

23 марта

Гулякевич И.А.

3.9

ЭКОкорреспондент

Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения

в течение учебного года

Подвинская М.А.

4. «ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме загрязнения окружающей среды отходами, определение способов минимизации отходов, освоение приёмов раздельного сбора мусора; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.

4.1

«Вторая жизнь бумаги»

Практическое занятие.

январь

Воскобович В.Д.

4.2

«ЭкоМода_2023» (с приглашением сотрудника ЭкоВторСнаб)

Экологическо-просветительское мероприятие, дефиле, посвящение в «Эколята»

Сентябрь

Подвинская М.А.

4.3

«Крышечки вместо денег»

Сдача крышечек, подведение итогов благотворительной акции сентябрь 2023г – май 2024г

май

Воскобович В.Д.

4.4

«Сортировка мусора»

Практическое занятие.

апрель

Воскобович В.Д.

4.5

«Готовим удобрение сами!»

Беседа о необходимости компостирования органических отходов.

март

Воскобович В.Д.

4.6

«Сколько у нас отходов в детском саду, и какие они?» 

Практическая работа по определению количества и качества отходов в детском саду. Отчёт. 

февраль

Воскобович В.Д.

4.7

«Будем мы отходы строго разделять»

Составление плана действий по минимизации отходов в учреждении, раздельному сбору отходов (в картинках,схемах). Представление его для родителей в вайбер-группе.

Январь-февраль

Воскобович В.Д.

4.8

Сбор образующихся органических отходов в детском саду

Практическая работа: реализация плана действий по минимизации отходов в учреждении, раздельному сбору отходов

январь

Воскобович В.Д.

4.9

«Сортируем отходы дома»

Составление семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях 

январь

Воскобович В.Д.

4.10

«Сделаем наш дом чище»

Выступление перед детьми средних групп (со схемами, плакатами и т.д.)

февраль

Воскобович В.Д.

4.11

Советы по раздельному сбору и сдаче мусора

Оформление наглядно-информационных материалов для родителей по теме рационального использования отходов в родительских уголках групп

март

Воскобович В.Д.

4.12

«Чудеса из мусорной корзины»

Выставка творческих работ из бытовых отходов

апрель

Воскобович В.Д.

4.13

ЭКОкорреспондент

Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения

в течение учебного года

Подвинская М.А.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: направление 5 включено в 1-4.

 

 

 

свернуть

Анкета-заявка

 

Анкета-заявка

Государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Марьина Горка»

для участия в проекте «Зелёные школы» (.docx) (размер 14,5 КБ)

1. Полное официальное название

 учреждения образования

Государственное учреждение образования «Детский сад №3 г. Марьина Горка»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Дрень Татьяна Александровна

3. Почтовый адрес учреждения образования

222830 РБ, Минская область, Пуховичский район г. Марьина Горка, ул. Фрунзе, 72

4. Телефон (с кодом)

+375 1713 20-630  +375 1713 47-868

5. Факс (с кодом)

+375 1713 20-630

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

mg.sad3@pukhovichi-asveta.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

Гусева Наталья Анатольевна

Подвинская Марина Андреевна

Никитёнок Татьяна Дмитриевна

Муха Веронака Александровна

Воскобович Валентина Дмитриевна

Стежко Тамара Леонидовна

8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

 

+375336945357

 

9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

mg.sad3@pukhovichi-asveta.gov.by

Podvinskaya.by@ya.ru

10. Общая численность педагогических работников в учреждении образования

15

11. Общая численность учащихся в учреждении образования

112

12. С какого времени предполагается в учреждении образования реализация проекта «Зелёные школы»

сентябрь, 2023 г.

13. Ведётся ли в школе факультативный курс «Дикая природа Беларуси»

нет

14. Есть ли при школе школьное лесничество

нет

15. Есть ли в школе кружки, клубы экологической направленности

"Эколята-дошколята"

16. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить

-

 

свернуть