Овладение речью – революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение… Именно речь позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением.
Речь – это прежде всего средство общения: высказывания и понимания. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку.
Именно поэтому развитие речи маленького ребенка невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка.
Родители по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится.», или: «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или: «С мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: « Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит».
Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лапотные слова ку-ку, би-би, бай-бай: что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
Признаки благополучного развития речи у ребенка • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. • Ребенок активно общается с близкими людьми и стесняется разговаривать с незнакомыми. • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка • Ребенок развивается с задержкой. • Ребенок перенес тяжелые заболевания. • У ребенка есть неврологические заболевания. • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок) • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь! Для появления речи, необходимо, чтобы:
ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.
Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.
Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.
Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.
Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п.
Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее. Не боясь повторения одних и тех же слов. Произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Почему у ребенка речь формируется с задержкой? Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку формирования речи. а) педагогические ошибки, б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка. К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В первом случае при своевременно начатой работе и изменении условий воспитания речь детей быстро начинает развиваться. Если же у ребенка отмечается недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то требуется не только изменение условий воспитания, но и помощь специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. Занятия надо начинать как можно раньше К сожалению, многие родители и педагоги не используют возможности оказания ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Как помочь ребенку? Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»! Если родители ребёнка с задержкой речевого развития постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то у него может появиться речевой негативизм. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время! Взрослый отбирает для имитации 5-6 простых слов. Например, мы отобрали следующие слова: шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Взрослый во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Слова произносятся медленно, утрированно. Например, достаем и надеваем на ребенка шубу. Взрослый: Что мы достали? — Шубу Что это такое? — Шуба Что сейчас мы надели? — Шубу. Потом стали надевать на ребенка шапку. Что мы достали? — Шапку. Что это такое? — Шапка. Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д. И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль. Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5 сек.) Например: Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ... Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка... Что это?.. Это тарелка. И т.п. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например: Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы, та-рел-ка. Еще раз та-рел-ка. Давай вместе та-рел-ка. Молодец! Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно смотрел на ваши губы. Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо! Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся действия с данными предметами. Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки должны поощряться. Взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно. Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.) Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь. На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция ребёнка. Требования ужесточаются постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно ему даются упражнения для развития артикуляционной моторики. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед, как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов. Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию до 10 слов. Работа ведется аналогично. Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая специальные ситуации.
Какие это ситуации?
• Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать — тарелку или ложку?» При этом используем только те слова, которые уже освоены ребенком.
• Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка строится в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести игрушку или предмет, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. Чтобы ребенок был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь помогает ребенку: «Что ты хочешь взять? Машину или мишку? Как надо попросить? — Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает искомое.
• Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. Например, в процессе игры «Дочки матери» взрослый побуждает ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку, Дай, Катя, чашку», «Уложи мишку в кровать, Споем ему песенку Баю бай, мишка, баю-бай», «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая».
Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах. После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рас-сказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки. Взрослый. Сейчас ты мне поможешь рассказать сказку. Я начну, а ты продолжишь рассказывать. Внимательно смотри на картинку. Посадил... (Показывает на деда.) Ребенок. Дед. Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.) Ребенок. Епку. Взрослый. Молодец! Посадил дед репку. Смотри следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест рук-ми, имитируя размеры репы.) Ребенок. Басая. Взрослый. Умница! Большая-пребольшая. И т.д. Через некоторое время ребенок начинает повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически неоформлены и носят заученный характер. Появление фраз позволяет переходить к формированию навыка овладения некоторыми бытовыми конструкциями «Дай что-либо», «На что либо», «Хочу, что-либо сделать» и т. п. а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности «Привет», «Пока, пока», «Спасибо», сопровождающимися жестами. Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка. Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев. Если улучшения не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.
Литература: О.Е. Грибова "Что делать, если ваш ребенок не говорит?" Москва Айрис-ПРЕСС 2004 г.
https://kssovushka.ru/zhurnal/21/2283-kak-pomoch-rebenku-zagovorit-konsultatsiya-dlya-roditelei/