Защита прав и законных интересов воспитанников

Уважаемые родители!

Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

 

         Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

 Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

         Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

          Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»

 1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

 2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, —

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры! Пожалуйста, не оставляйте детей без присмотра!

 

Согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь, за оставление детей в опасной для жизни ситуации без помощи вам может грозить арест или ограничение свободы. Однако, даже самое строгое наказание не сможет вернуть к жизни вашего родного ребёнка.

Основы правового воспитания детей дошкольного возраста

Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, законных представителей, педагогических работников.

**Основные международные документы, касающиеся прав детей**

 

К основным международным документам, которые определяют права детей, относятся:

 

1. **Декларация прав ребёнка** (1959 год). Этот документ является первым международным актом, который призывает законных представителей, добровольные организации, местные власти и правительства стран признавать и соблюдать права детей путём принятия законодательных и других мер.

 

В Декларации провозглашаются права детей на:

- имя и гражданство;

- любовь, понимание и материальное обеспечение;

- социальную защиту и образование;

- возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

 

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребёнка. Указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

 

Жестокое обращение с детьми может включать в себя любую форму плохого обращения, которая допускается родителями, опекунами, педагогами, представителями органов правопорядка и другими членами семьи ребёнка.

 

Различают четыре формы жестокого обращения с детьми:

- физическое насилие;

- сексуальное насилие;

- психическое насилие;

- пренебрежение основными нуждами ребёнка.

 

Декларация стала основой для создания Конвенции о правах ребёнка.

 

2. **Конвенция о правах ребёнка** (1989 год). Этот международный документ состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей.

 

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, социального происхождения и других обстоятельств, юридическое право на:

- воспитание;

- развитие;

- защиту;

- активное участие в жизни общества.

 

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу:

 

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

 

б) воспитание уважения к правам человека;

 

в) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает;

 

г) подготовка ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

 

д) воспитание уважения к окружающей природе.

 

Правовое воспитание — это процесс формирования правовой культуры и правового поведения. Оно включает в себя активное и сознательное соблюдение норм нравственности, умение взаимодействовать с другими людьми и строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения, независимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).

2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка"

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь. В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.  

 Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны. 

свернуть

В Беларуси с 1 декабря 2023 года расширили перечень оснований для признания детей находящимися в социально опасном положении

Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 с изменениями  (Постановление №856 от 01.12.2023 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22»)

Критерии и показатели социально опасного положения

критерии социально опасного положения

показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

 

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

 

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

 

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)

 

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

 

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами

 

 оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“

 

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

 

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

свернуть

Профилактика насилия в семье

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

  • распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
  • стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
  • убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
  • традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
  • географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

  • • копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
  • • недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
  • • генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
  • • желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
  • • низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
  • • алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
  • • сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
  • • отклонения в психическом здоровье;
  • • низкий образовательный и культурный уровень;
  • • неудовлетворенность семейной жизнью.

Виды и признаки насилия в семье

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления. Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

Стадии насилия в семье

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

Насилие в семье – куда обращаться?

Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми  территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Услуга предоставляется бесплатно.

свернуть

Что такое региональная карта помощи?

Региональные карты помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Региональная карта помощи для несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия или эксплуатации создана, чтобы помочь найти поддержку и защиту в случае, если вы или кто-то из ваших близких столкнулся с такой ситуацией.

Она содержит информацию о телефонах горячих линий, специализированных центрах и других ресурсах, которые могут быть полезными для вас.

Региональная карта помощи формы А, предназначенная для родителей (законных представителей) и несовершеннолетних.

Региональная карта помощи формы В, предназначенная для специалистов государственных органов, осуществляющих профилактику насилия.

свернуть

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

 

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

 

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

 

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

 

Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)

 

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

 

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

 

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

свернуть

В Пуховичском районе можно обратиться за помощью:

  • в Государственное учреждение образования "Пуховичский социально-педагогический центр", телефоны: 801713-51694, 801713-56479, в рабочие дни с 8.00 до 17.00;

 

  • в ЧСПУО "SOS - Детская деревня Марьина Горка", телефоны: 801713-67413, +375445557665, в рабочие дни с 9.00 до 18.00;
  •  
  •                      
  • в Государственное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района", телефоны: 801713-34212, в рабочие дни с 8.00 до 17.00;+375447718130 - круглосуточно;

 

  • в отдел внутренних дел Пуховичского райисполкома телефон 102, круглосуточно;

 

  • в учреждение здравоохранения "Марьиногорская центральная районная больница", телефон 801713 -35170 круглосуточно;

 

  • Телефон доверия Минской области, телефоны: 8017 2702401 круглосуточно; МТС, Телеграм, Вайбер, Ватсап +37529 8990401 круглосуточно.
свернуть

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

**Сексуальное насилие над детьми**

 

Сексуальное насилие — это когда ребёнка вовлекают в сексуальные действия против его воли или без неё, с целью получения удовольствия или выгоды для взрослого.

Даже если ребёнок соглашается на сексуальный контакт, это не делает его ненасильственным. Дети не всегда понимают последствия своих действий и не могут дать осознанное согласие.

Родители должны обращать внимание на изменения в поведении ребёнка, которые могут указывать на сексуальное насилие:

* Внезапная замкнутость, подавленность, изоляция от окружающих.

* Сильная реакция испуга или отвращение к определённому взрослому.

* Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

* Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

* Ребёнок проводит много времени в семье знакомых, одноклассников или соседей, не стремится домой после школы.

* Прогулы занятий в школе, внезапное изменение успеваемости.

Важно построить с ребёнком тёплые и доверительные отношения. Часто в беду попадают те дети, которым не хватает любви, ласки и понимания дома.

Если случилась беда, обратитесь за профессиональной помощью к специалистам: психологам, юристам или медицинским работникам.

Во всех регионах республики и в Минске работает служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами бесплатно и анонимно.

Сексологическую помощь в системе здравоохранения оказывают учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь может оказать врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

свернуть

Профилактика сексуального насилия

Памятка для родителей

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия – одна из главных задач родителей.

**Важные правила для родителей**

 

Чтобы защитить детей от опасности, родителям важно помнить о нескольких правилах:

 

1. Не оставляйте детей без присмотра. Контролируйте их прогулки и запретите гулять далеко от дома и в опасных местах, таких как парки, стройки и гаражи. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Лучше договориться с кем-то из соседей, чтобы они наблюдали за детьми по очереди.

 

2. Объясните ребёнку, что ни под каким предлогом нельзя вступать в контакт с незнакомцем, особенно с мужчиной. Он должен слушать только родителей. Ребёнок должен знать, что нельзя идти помогать заводить машину, открывать захлопнувшуюся дверь или искать собачку в соседнем парке.

 

3. Расскажите ребёнку, что нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать предложение пойти к нему домой, в кино или кафе. Объясните это тактично, не запугивая ребёнка и не пробуждая в нём болезненной подозрительности к окружающим.

 

4. Ребёнок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссёром, работником ЖКХ, налоговым инспектором или даже родственником мамы или папы. Хорошо воспитанный ребёнок доверчив, он может стать жертвой своего воспитания. Преступник часто знает имя ребёнка, к которому обращается с просьбой. Научите ребёнка говорить таким взрослым, что он должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.

 

5. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, доме или на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состоят на учёте у участкового инспектора.

 

6. Беседуйте вечерами с ребёнком, старясь узнать, как прошёл его день. Интересуйтесь, не приходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Маньяки часто кружат вокруг мест скопления детей. Объясните ребёнку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.

 

7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребёнка, родителями его друзей, учителями и преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних — обращайтесь в милицию.

 

8. Объясните ребёнку, что, если в лифт с ним всё же кто-то зашёл, лучше выйти (например, сославшись, что ребёнок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребёнком заранее. Если ребёнок уже едет в лифте, а подозрительный человек всё-таки вошёл, ребёнку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться кнопкой вызова диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова — это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.

 

9. Договоритесь со своим ребёнком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то, и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером идти по улице одной (одному), то нужно шагать быстро и уверенно, не выказывая страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.

 

10. Подходя к двери квартиры, ребёнок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребёнку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребёнку телефон надёжной соседки — человека, который живёт поблизости и которому ребёнок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.

 

11. Ребёнку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребёнка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское сознание.

Что должен знать и уметь ребенок:

- уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

- ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

- ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

- внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка).

 

Запомните правило «три К», всегда знайте:

  1. Куда пошел ваш ребенок;
  2. Кто пошел с ним;
  3. Когда он должен вернуться.
свернуть

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

 

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
свернуть

Тело ребёнка и навыки его личной безопасности

Правило трёх шагов: что нужно знать и уметь ребёнку
 
Ребёнку важно знать и понимать:
 
* Все части человеческого тела имеют своё название.
* Нельзя говорить гадости о чужом теле, это может причинить боль и вызвать неприятные чувства.
* О теле можно говорить со взрослыми и другими детьми, если это уместно и приемлемо.
 
Ребёнок должен уметь:
 
* Пользоваться подходящими названиями для разных частей тела.
* Понимать, что можно говорить о своём теле и теле других людей.
 
**Отношение к своему и чужому телу**
 
Важно понимать, что все части тела одинаково важны и не существует «плохих» или «хороших» частей тела. У каждого человека тело уникально, и это нормально.
 
Правило прикосновения
 
Ребёнок должен знать:
 
* Прикосновения могут быть разными, и не все из них приятны.
* Прикасаться к другому человеку можно только тогда, когда он согласен и это ему нравится.
* Важно уважать личное пространство и желания других людей.
* Каждый имеет право решать, хочет ли он, чтобы его трогали, и может сказать «нет», если прикосновение неприятно.
* Приятные прикосновения создают чувство безопасности и хорошее настроение.
 
Ребёнок должен уметь:
 
* Спрашивать разрешения, прежде чем дотронуться до другого человека.
* Различать свои ощущения от прикосновений.
* Говорить «нет», если прикосновение нежелательно.
* Уступать, если другой ребёнок говорит «нет» и не хочет, чтобы его трогали.
 
**Отношение к своему и чужому телу**
 
У ребёнка есть право решать, кто может прикасаться к его телу. Каждый человек имеет право распоряжаться своим телом, и это право всегда нужно уважать.
 
Правило купальника
Ребёнок должен знать:
 
* Существуют части тела, которые прикрыты купальником или плавками.
* Эти части тела принадлежат только ему, и у него есть право решать, кто может их видеть.
* Никто не должен дотрагиваться до этих частей тела, рассматривать или обсуждать их без разрешения.
 
Ребёнок должен уметь:
 
* Понимать, что другой ребёнок может рассматривать или изучать его интимные части тела, только если они оба согласны и это не вызывает неприятных ощущений.
* Уметь сказать «нет», если кто-то нарушает «Правило купальника».
 
**Отношение к своему и чужому телу**
 
Некоторые части тела — особенные и очень важные, их нужно оберегать. В них нет ничего плохого, просто они не предназначены для всеобщего обозрения.
 
Правило трёх шагов
 
Ребёнок должен знать:
 
* Если ситуация или чьё-то прикосновение вызывают неприятные чувства, нужно:
  * Сказать «нет»;
  * Уйти;
  * Рассказать об этом надёжному взрослому, которому доверяешь.
 
Ребёнок должен уметь:
 
* Вести себя в пугающей или неприятной ситуации.
* Отказаться от общения, если чьё-то прикосновение или близость вызывают неприятные ощущения.
* Обратиться за помощью к надёжному взрослому.
 
Отношение к своему и чужому телу
 
Ребёнок имеет право на самозащиту и может обратиться за помощью к надёжному взрослому. Если ситуация вызвала неприятные ощущения, важно рассказать об этом взрослому, которому доверяешь.
свернуть

Критерии социально опасного положения

   Воспитание детей – это не только желание и добрая воля родителей, а обязанность, закрепленная
на законодательном уровне.

    В случае невыполнения родителями или  лицами их заменяющими, своих обязанностей
по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности.

    Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении
их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися
в социально опасном положении»
 (с изменениями и дополнениями в ред. от 29.07.2022 № 502
, вступил в силу
с 01.09.2022) обозначены следующие критерии и показатели социально опасного положения детей:

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или по месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет
в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен
к административной либо уголовной ответственности

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании
и содержании детей, установлены факты привлечения
к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании
и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

 

При каких обстоятельствах могут лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

В статье 80 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье  (далее – КоБС) указывается перечень причин, когда родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка. Принимается данное решение, если будет установлено, что:

-   они уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

- они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

- они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

- они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

- в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85 КоБС.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, и в семидневный срок после принятия такого решения обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка (ст. 85 КоБС).

В соответствии с  Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»  (далее – Декрет № 18), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и  содержанию своих детей, несовершеннолетние подлежат государственной защите  и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. 

Что влечет за собой лишение родительских прав? 

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на  льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС РБ).

Декретом № 18 предусмотрена обязанность родителей, у которых дети отобраны или которые лишены родительских прав, возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

Обязанность возместить расходы по содержанию детей возникает у родителей в случае:

– отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

– отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

– лишения их родительских прав;

– нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

– отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста (часть первая п. 8 Декрета № 18).

Обязанность родителей возмещать расходы на содержание детей возникает со дня помещения детей (ребенка)
на государственное обеспечение
 (п.9 Декрета N 18).

Работающее обязанное лицо должно добровольно возмещать расходы на содержание детей (ребенка) из заработной платы.

В случае уклонения обязанного лица от добровольного выполнения этих обязательств такие расходы взыскиваются с него в принудительном порядке  (п.9 Декрета N 18).

Взыскание расходов обращается как на заработную плату по месту трудоустройства на основании исполнительного листа, так и на приравненные к ней доходы и имущество обязанного лица.

В сумму ежемесячных начислений входят:

  • расходы на питание в месяц,
  • расходы на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем,
  • расходы на обеспечение учебниками,
  • предметами обихода и личной гигиены, в том числе и на личные расходы.

Состав и размер расходов государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 17.05.2022 г. № 310.

Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней (п. 14 Декрета № 18).

Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите.

Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.

По искам местных исполнительных и распорядительных органов либо уполномоченных ими организаций  обязанные лица могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда с предоставлением других жилых помещений меньшей площади и (или) уступающих им по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, на срок, указанный в решении суда.

Жилые помещения, из которых выселены обязанные лица, закрепляются за их детьми в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) другим лицам
для проживания в соответствии с пунктом 16  Декрета № 18.

Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств и др. могут быть направлены в ЛТП.

    За ненадлежащее воспитание и содержание несовершеннолетних существует административная и уголовная ответственность.

Статья 10.3. КоАП Республики Беларусь

Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Статья 19.4. КоАП Республики Беларусь

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

    Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. 

Статья 174

Уголовного Кодекса Республики Беларусь

    предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

    В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

    По ч.3 ст.174 УК РБ, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

    К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Статья 159

Уголовного Кодекса Республики Беларусь

    За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

    В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,— наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание (ст. 185 КоБС). Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

 

 

 

 

 

свернуть