Аттестация

Примерные вопросы к собеседованию на первую и высшую квалификационные категории

Примерные вопросы к собеседованию на высшую квалификационную категорию 

  1. Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми.
  2. Гуманизация образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  3. Сущность индивидуального и дифференцированного подходов, их значение в формировании личности ребёнка.
  4. Понятие темперамента, особенности его проявления у дошкольников.
  5. Способности, их природа, пути выявления, развития и формирования.
  6. Сенситивные периоды в развитии дошкольников.
  7. Основные факторы развития дошкольников, их влияние на становление личности ребёнка.
  8. Знакомство детей с международными документами по   защите прав человека: формы, методы, приемы.
  9. Основные виды деятельности детей дошкольного возраста, их характеристика.
  10. Игра как основной вид деятельности дошкольников: виды, содержание, руководство.
  11. Значение игрушек в жизни ребёнка, их классификация и требования к ним.
  12. Особенности межличностных отношений в детском возрасте: значение, методы изучения и коррекция.
  13. Основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: основные условия и специфика общения, методы изучения, формы работы.
  14. Ваши перспективы

 

Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования 

  1. Охарактеризовать сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Перечислить средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика их учета при организации образовательного процесса.
  4. Основные формы, методы и приемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  5. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о своих возможностях и способностях.
  6. Использование в работе инновационных методик и технологий.
  7. Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребёнка.
  8. Основные виды игр, их характеристика.
  9. Способы обогащения опыта детей с целью развития игры.

    10.Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

    11.Способы разрешения конфликтов в детском коллективе.

    12.Эффективные методы и приемы взаимодействия с семьей.

   13.Использование интерактивных методов при взаимодействии с родителями.

   14.Работа с семьями «социального риска».

   15.Формирование готовности детей к обучению в школе.

 


Примерные вопросы к собеседованию на вторую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования 

  1. Сущность всестороннего развития детей дошкольного возраста.
  2. Характеристика принципа  «природосообразности», важность его использования в образовательном процессе.
  3. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
  4. Понятие о формах, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Характеристика наглядных методов обучения.
  6. Характеристика словесных методов.
  7. Характеристика практических методов.
  8. Сущность индивидуального подхода в работе с детьми  дошкольного возраста.
  9. Сущность дифференцированного подхода.

     10. Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к сверстникам.

     11. Способы поддержания эмоционального комфорта у непопулярных в группе детей.

    12. Можно ли сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, почему.

    13. Способы организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

   14. Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста.

   15.Организация закаливающих процедур: методика проведения


Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию руководителя физического воспитания 

  1. Гуманизация образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Характеристика личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми.
  3. Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре: средства и методы.
  4. Реализация индивидуального подхода к детям в ходе занятий.
  5. Организация физкультурных праздников, дней здоровья, досугов.
  6. Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ.
  7. Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста.
  8. Использование в работе инновационных методик и технологий.
  9. Использование нетрадиционных форм физкультурных занятий.

     10.Характеристика подвижных игр.

     11.Характеристика летних спортивных игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

     12.Характеристика зимних спортивных игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

     13.Использование спортивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

     14.Виды и типы физкультурных занятий.

    15.Способы организации детей на занятии (поточный, групповой и.т.д.).


Примерные вопросы к собеседованию на первую квалификационную категорию музыкального руководителя 

  1. Гуманизация образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Характеристика личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми.
  3. Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста.
  4. Содержание и структура музыкальных занятий.
  5. Система работы над развитием у детей лада, высотного слуха, чувства ритма.
  6. Обучение детей дошкольного возраста средствам музыкальной выразительности (тембр, регистр, темп).
  7. Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.
  8. Ведущая роль песен в развитии слухового музыкального восприятия.
  9. Развитие и охрана детского голоса.

    10.Роль музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей.

    11.Виды музыкально-ритмических движений.

    12.Обучение детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям: методы и приемы.

   13.Использование музыкально-дидактических игр на занятиях.

  14.Особенности использования музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

  15.Обучение детей игре на музыкальных инструментах.

свернуть

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в ГУО "Академия последипломного образования"

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и рекомендациями «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников» ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социальнопедагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов за инвариантную часть и (или) менее 11 баллов за вариативную часть, он не допускается к дальнейшей сдачи квалификационного экзамена. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал»

Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в рекомендациях «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников». Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла. Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

свернуть

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

 

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012 г. N 101 "АБ ЗАЦВЯРДЖЭННIIНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ)" (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46, от 08.05.2018 N 37, от 01.08.2022N 216)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 2020 г. N 69 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЫПУСКА 28 ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ" (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 24.02.2022 N 13)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июня 2009 г. N 36 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИФИКАТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОКРБ 011-2009 "СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ" (в ред. постановлений Минобразования от 31.08.2009 N 58, от 01.03.2010 N 31, от 17.05.2010 N 50, от 20.08.2010 N 95, от 28.02.2011 N 7, от 29.07.2011 N 209, от 28.12.2011 N 286, от 28.02.2012 N 18, от 23.08.2012 N 103, от 11.12.2012 N 136, от 06.03.2013 N 10, от 12.08.2013 N 72, от 03.03.2014 N 16, от 22.04.2014 N 47, от 25.07.2014 N 117, от 04.02.2015 N 3, от 13.04.2015 N 21, от 19.08.2015 N 104, от 01.02.2016 N 5, от 01.08.2016 N 72, от 27.02.2017 N 13, от 22.03.2017 N 26, от 02.05.2017 N 42, от 27.07.2017 N 94, от 29.12.2017 N 173, от 22.02.2018 N 8а, от 17.12.2018 N 122, от 03.06.2019 N 72, от 10.12.2019 N 184, от 07.07.2020 N 185, от 15.12.2020 N 302, от 12.07.2021 N 145)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 марта 2022 г. N 54 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ, ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ И ОТМЕНЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИФИКАТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" (в ред. постановления Минобразования от 01.08.2022 N 222)

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

  1. Пастанова Мiнiстэрства Адукацыi Рэспублiкi Беларусь 22 жнiўня 2012 г. n 101 аб зацвярджэннi iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарскавыкладчыцкага складу) (в ред. Постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46, от 08.05.2018 N 37, от 01.08.2022 N 216
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих Изменения и дополнения: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 13
  4. Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочники должностей служащих.
  5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69
  6. Постановление Министерства образования республики Беларусь 2 июня 2009 г. № 36 Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 марта 2022 г. № 54 Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 6 июля 2011 г. № 59 Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24
  9. Постановление Совета министров Республики Беларусь 2 апреля 2015 г. № 263 Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов
  10. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19 января 2009 г. № 4 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях.

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

 
свернуть